Наставничество учитель- ученик направлено на проектно исследовательскую деятельность учащихся. Наставничество в организации проектной исследовательской деятельности даёт возможности дифференцированно и целенаправленно планировать работу на основе выявленных потенциальных возможностей обучающихся; развивать творческий потенциал обучающихся; отслеживать динамику развития проектных исследовательских компетенций каждого ученика. Наставник независимо от области деятельности – это человек, который передает свой опыт и знания другим людям. Ключевое значение имеет, то, что наставник передает свой личный опыт. Кроме передачи опыта, на наставнике проектного обучения лежит ответственность по сопровождению проекта в плане исследования и обеспечения реализации проекта с методической, экспертной, материально- технической и прочих сторон.
Наставник исследовательской деятельности – человек, обладающий следующими качествами:
- понимать суть такого сложного вида деятельности как исследовательский проект;
- уметь быть рядом, но не вовлекаться;
- уметь находить контакт и взаимопонимание с самыми разными учениками, содействовать в поддержании рабочей атмосферы;
- уметь показывать участникам проекта их достижения и их недоработки, разбираться с конфликтами;
- владеть разными инструментами организации работы, чтобы иметь возможность продемонстрировать их подопечному;
- иметь широкую эрудицию и способность быстро осваивать большие объемы информации, чтобы разобраться в деталях проекта, который задумали ваши подопечные;
- знать стандарты оформления проектной документации; программное обеспечение, поддерживающего работу с проектами, способы презентации проектов, чтобы помочь участникам с «внешней» частью работы.
Цель: создание системы сопровождения проектно исследовательской деятельности учащихся, направленной на развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, развитию их через наставничество.
Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:
- систематизировать проектную исследовательскую деятельность;
- выбрать методы и формы работы команды учитель-ученик;
- приобрести знания и навыки, необходимые для успешного участия в разработке и реализации проектных исследовательских работ;
- развивать творческие способности учащихся через привлечение к проектной исследовательской деятельности не просто учителя-предметника, а учителя- наставника.
В работе над проектом учитель-наставник:
- помогает ученикам в поиске нужных источников информации;
- сам является источником;
- координирует весь процесс;
- поощряет учеников;
- поддерживает непрерывную обратную связь для успешной работы учеников над проектом.
Наставничество в проектной деятельности может быть:
- опосредованное: проявляется только формально, путем советов, рекомендаций, личные контакты сводятся к минимуму;
- прямое: непосредственный контакт, общение не только в рабочее время, но и в неформальной обстановке;
- индивидуальное: концентрация усилий на воспитании одного ученика;
- открытое: двустороннее взаимодействие наставника и воспитуемого;
- скрытое: наставник воздействует на ученика незаметно.